Занятие 9
Программа занятия:
Анализ выполнения упражнений 8-го занятия — 10 минут.
Методика исправления характера. Корректировка судьбы — 30 минут.
Методика аутогипноза. Отработка первой стадии аутогипноза — 30 минут.
Методика исправления характера.
Корректировка судьбы
На
наш характер активно воздействуют похвалы, рекомендации, советы и т. д.
В целом можно сказать, что характер — это результат опыта прошлой
жизни, наследственности, окружающей среды, советов и внушений других
людей, самовнушения. Наибольшее значение в исправлении характера играет
самовнушение.
Суть метода заключается в создании образа, идеала
путем направления внимания. Поэтому необходимо развивать свое
воображение и умственно видеть себя достигающим желаемого качества.
Прежде всего необходимо желание изменения характера, а затем нужно
создать новый образ желаемого характера с его преимуществами.
Подчеркнем: прежде всего необходимо желание, которое тесно связано с волей.
Оно вдохновляет волю. Эти качества взаимодействуют в прямой
зависимости. Желание можно создать путем частого обращения ума на
желанный предмет (так, между прочим, создаются и пагубные желания).
Следующий шаг — это вера, уверенное ожидание. Чем больше уверенность, тем больше успех. Таким образом, сильное желание и вера — первые два шага. Третий — это сила воли.
Сила воли — это не напряженное сжимание кулаков и сдвигание бровей. Это команда «Я», это голос твоего «Я».
После соединения трех указанных компонентов
наступает работа подсознания по созданию привычки, характера. Наш
характер в большей степени состоит из приобретенных привычек. Привычки
тесно связаны с подсознанием, становясь второй натурой.
Основная работа по переделке характера идет на
уровне подсознания и в интервале между командами. Лучший путь к
изменению характера — частые сильные впечатления, а затем — разумный
период отдыха, с тем чтобы подсознание могло поработать. Под сильным
впечатлением подразумевается впечатление, полученное в результате
упорного, концентрированного внимания.
Подчеркнем важность умственного образа.
Умственный образ желаемого — это основа основ, и создание его — очень
ответственный шаг. Необходимо создать ясную и отчетливую картину и
крепко держать ее в уме. Затем тщательно изучить эту картину.
Представляйте себя имеющим желаемые черты, и
представляйте себе это как можно чаще. Настойчиво и постоянно видя себя
обладающим и проявляющим желаемые черты в различных условиях и
обстоятельствах, постоянно проделывая эту процедуру, вы обнаружите, что
постепенно приобретаете эти черты, так как мысли выражаются в действии. И
со временем эти черты становятся естественными и натуральными.
Очень полезно этот процесс соединить с самоконтролем, будучи всегда собранным, сдержанным.
Покажем методику выработки определенного качества характера, допустим уверенности в себе:
Примите удобную позу, расслабьтесь.
Сосредоточьтесь на том, что вы равны
любому человеку, даже высшему по положению, так как вы оба — выражение
одной и той же жизни. Все мысли о неполноценности — иллюзия, ошибка,
ложь — и не существуют в действительности (будучи в компании, вспомните
об этом и осознайте, что ваш жизненный принцип говорит с таким же
жизненным принципом в других).
Очень трудно настроить ум на какую-либо
идею, пока идея не будет выражена в словах. Слово — центр идеи, так же
как идеи — центр умственного образа.
А умственный образ — центр возрастающей
умственной привычки. Отсюда ясна важность и значимость слова. Для
данного случая подходят слова: мужество, уверенность, равновесие, твердость, равенство.
Зафиксируйте в своем уме ясную концепцию значения каждого слова.
Остерегайтесь уподобиться попугаю в бессмысленном повторении этих слов.
Произнося эти слова, необходимо чувствовать их значение (повторяйте
слова часто, при первой же возможности, и вы скоро заметите их сильно
тонизирующее воздействие, укрепляющий, взбадривающий эффект).
Затем призовите свое воображение,
представив себя обладателем желаемых качеств. Вообразите себя
поступающим в соответствии со словами: уверенность, равновесие, твердость, равенство.
Это репетиция, но если вы ее должным образом проведете в воображении,
вам намного легче будет в реальной обстановке. Хороший актер может это
подтвердить. Но не надо ограничиваться только этими репетициями дома.
Надо пытаться проявить свой характер в жизни. Выберите какой-либо
случай и испытайте себя на нем. И вы обнаружите, что можете преодолеть
то, что раньше вас беспокоило. Вы осознаете свою растущую силу и мощь.
Используйте любой хороший повод для выражения желаемых качеств
характера. Надо не создавать искусственных условий. Приучите себя
смотреть людям в глаза и чувствовать в себе силу, уверенность, энергию.
Вы скоро почувствуете, что одна часть всеобщей жизни говорит с другой
и, следовательно, ее нечего бояться. Отбросьте ложные представления о
самом себе, отбросьте неуверенность. Все, что беспокоило вас, —
случайность, мелочь с точки зрения всеобщей жизни. Помните об этом.
Всегда помните, что «Я» — хозяин
умственных состояний и привычек и что воля — прямой инструмент «Я» и
всегда готова для использования. Будьте переполнены сильным желанием, с
тем чтобы культивировать те привычки, которые сделают вас сильным.
Чувствуйте себя сильным. Природа любит сильных людей и помогает им.
Аналогично можно работать с образом своей
судьбы. Периодически «воспитывайте» свою судьбу, создавая образ нужной
вам судьбы (долгая счастливая жизнь, хорошее здоровье в течение жизни,
успехи в делах и т. д.). Таким образом, вся жизнь может быть построена
в соответствии с умственным образом, так как подсознание подчиняет
себе высший мир вокруг тебя и обстоятельства (сила мысли — вот что
изменяет мир, так как мысли проявляют себя в действии).
Методика аутогипноза
Предлагаемая
методика аутогипноза (самогипноза) имеет своей целью достижение
состояния транса (с последующим самовнушением) более быстрыми темпами
(за более короткое время), чем в AT стационарной.
Первая стадия аутогипноза — это «закрытие
глаз». Так назовем состояние, при котором, находясь в бодрствовании, вы
не сможете открыть глаза. Этого можно достичь следующим образом.
Сядьте в удобное кресло в тихой комнате и проделайте следующее:
1-я фаза. Скажите «один» и в то же время
подумайте: «Мои веки становятся очень тяжелыми». Думайте только об этом,
сосредоточьтесь на этой мысли, проникнитесь ею, верьте в нее в то
время, пока вы о ней думаете. Отгоняйте всякую другую мысль, например
такую: «Мои веки становятся очень, очень тяжелыми». Если у вас не будет
никакой другой мысли в голове, если вы сосредоточитесь на ней, если вы
проникнитесь ею и поверите в нее в то время, пока вы о ней думаете, ваши
веки начнут тяжелеть. Не ждите, чтобы они стали очень тяжелыми. Когда
начнут тяжелеть, переходите к следующей фазе.
2-я фаза. Скажите «два» и в то же время
подумайте: «Мои веки теперь тяжелые, они сами закрываются». Как и в 1-й
фазе, думайте только об этом; сконцентрируйтесь на этой мысли, верьте в
нее, не закрывайте глаза насильно, не заставляйте себя держать их
насильно, но сосредоточьтесь на том, что «мои веки очень тяжелые, что
они закрываются сами», и в то же время, пока вы повторяете эту
единственную мысль, пусть ваши веки действуют самостоятельно. Если вы
действительно сосредоточитесь на этой мысли, исключив все другие, вы
проникнитесь ею и будете верить в нее, пока вы о ней думаете, ваши веки
медленно закроются. Когда ваши веки будут закрыты, оставьте их в этом
состоянии.
3-я фаза. Скажите «три» и в то же время
подумайте: «Мои веки крепко закрыты, я не могу их открыть, несмотря на
мои усилия». Как и прежде, думайте только об этом, сосредоточьтесь на
этой мысли, проникните в нее и поверьте ей. В то же время попытайтесь
открыть глаза; вы заметите, что вы не можете это сделать (пока не
скажете «откройтесь», и в этот момент ваши глаза внезапно откроются).
Попытайтесь 2–3 раза удостовериться, что удалось хорошо закрыть глаза.
Вторая стадия аутогипноза — ускорение № 1. На этой стадии также 3 фазы; формулы мы полностью не произносим, а только думаем о них:
в 1-й фазе скажите «один» и подумайте о формуле внушения на этой стадии 1–2 раза;
во 2-й фазе, когда вы говорите «два», подумайте о формуле внушения 1–2 раза;
то же в 3-й фазе;
после 3-й фазы открыть глаза по приказанию «открыть».
Третья стадия аутогипноза — ускорение № 2.
Делайте снова все фазы. Произносим «один», «два», «три» на каждой фазе,
а думаем о самовнушениях в более свернутой форме, чем на предыдущей
стадии.
Четвертая стадия. Делайте все фазы без чисел, думая в свернутом виде о каждой из фаз по очереди.
Пятая стадия. В этой стадии почти мгновенно закрываются глаза, при этом мы используем мысль только о 3-й фазе.
Пробным камнем удачи в самогипнозе является
способность быстро закрывать глаза. Когда вы этого достигнете, вы
сможете достичь той глубины транса, которая необходима для безбоязненной
встречи с тревожащими вас проблемами.
Шестая стадия — релаксация:
внушайте: «Я буду глубоко дышать и совершенно расслабляться»;
сделайте глубокий
вдох и, когда выдохнете, вы полностью расслабитесь. «Я буду нормально
глубоко дышать и расслабляться при каждом выдохе все больше и больше».
Когда вы добьетесь закрытия глаз и
релаксации, которые появятся одновременно, вы достигнете 1-й ступени
транса самогипноза. Теперь вы в состоянии воспринять внушение, которое
вы себе сделаете с гипнотическим и постгипнотическим результатом.
Занятие 10
Программа занятия:
Анализ выполнения дома комплекса упражнений 9-го занятия — 10 минут.
Утренний положительный настрой на весь день. Упражнение «Внутренняя улыбка» — 30 минут.
AT высшая:
построение упражнений, упражнение «Нахождение своего цвета», упражнение
«Видение определенного предмета», упражнение «Видение спектра
цветов». Аутогипноз: отработка 2-й стадии аутогипноза — 40 минут.
Утренний положительный настрой
на весь день
Утром
нужно выбрать время для положительного настроя на весь день. Перед
утренним комплексом упражнений нужно войти в состояние внутренней
улыбки. Это делается следующим образом:
сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка приоткройте рот;
начните дышать,
но неглубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все
более поверхностным. Когда почувствуете, что дыхание становится совсем
поверхностным, ваше тело обретет глубокую расслабленность;
в этот момент
попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри. Это не та улыбка,
которая играет на губах, а улыбка внутренняя, улыбка, пронзающая все
ваше существо. Попробуйте и убедитесь сами, потому что это объяснить
невозможно: как будто вы улыбаетесь не ртом, а животом. Улыбка будет
мягкой, едва уловимой, подобно цветку розы, распустившемуся у вас в
животе и источающему свой аромат по всему телу. Испытав такую улыбку,
вы сможете оставаться счастливым в течение всего дня.
В течение дня, почувствовав, что приятное
ощущение улыбки (и вместе с ней хорошее настроение) уходит,
постарайтесь уловить эту внутреннюю улыбку опять. Перед тем как выйти из
дома, нужно настроить себя на спокойную размеренную деятельность в
течение дня. При этом надо еще раз вспомнить основные правила поведения
при выполнении любой работы:
AT высшая: построение упражнений,
упражнение «Нахождение своего цвета», упражнение «Видение определенного
предмета», «Видение спектра цветов»
Цель упражнений высшей AT:
раскрепостить психику, получив внутреннюю свободу;
понять индивидуальные особенности своей психики;
раскрыть причину
возникновения недостатков в психике, иногда переходящих в болезненное
состояние, и определенными методами эти недостатки (отклонения)
ликвидировать.
Все упражнения AT высшей имеют следующее построение (последовательность формул).
Формула 1. Вводит в состояние расслабленности мышц, дыхания, сосудов (вводит в фоновое состояние AT низшей):
«Руки и ноги теплые и тяжелые.
Сердце и дыхание спокойны и равномерны.
Телу тепло, лоб остается прохладным.
Спокойствие углубляется».
Затем закрытые глаза обращаются вверх или внутрь на выбор (этого не делают близорукие).
Кто расположен, тот закрывает глаза и обращает взор вверх, пока глаза не станут тяжелыми, устанут и опустятся вниз.
Формула 2. Отработка образа высшей AT. Формула строится по следующему трафарету:
«Перед моим внутренним взором появляется тот или иной образ».
5-кратно повторить предыдущую часть формулы.
Далее: «Образ становится все более четким».
После некоторой паузы: «Образ стоит ясно передо мной».
Формула 3 служит для удаления образа:
«Образ постепенно уходит» (2–4 раза).
«Образ исчез».
Уже в первых упражнениях и затем обязательно при
более поздних переживаниях образов существует обязательное условие
полного удаления образа, которое должно быть обязательно разучено с
преподавателем, перед тем как делать упражнения дома (иначе вследствие
остающихся образов могут возникнуть психические осложнения). Это полное
удаление образа достигается с помощью формулы 4.
Формула 4
«Я считаю до шести. Когда скажу шесть, я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро и хорошо:
один — ноги легкие;
два — руки легкие;
три, четыре — сердце и дыхание совершенно нормальные;
пять — лоб имеет нормальную температуру;
шесть — руки сильные;
глубоко вздохнуть, глаза открыть!»
На занятиях в группах формулы произносит
преподаватель, на занятиях дома занимающийся произносит формулы
мысленно. Следующие цветовые упражнения являются подготовительными для
видения образов.
Упражнение «Нахождение своего цвета»
Здесь
идет речь о нахождении своего цвета (и часто обнаруживается, какой цвет
в большей степени отвечает существу личности). Это упражнение
начинается, как и все другие упражнения, с точного выполнения формулы 1.
Формула 2
«Перед моим внутренним взором проявляется цвет, это мой цвет»;
после примерно 5-кратного медленного повторения следует сказать: «Цвет становится все более четким. Цвет стоит ясно передо мной;
после 2–4 минут цветового упражнения действие формулы следует прекратить;
далее следует формула 3:
«Цвет постепенно уходит» (2–3 раза);
«Цвет исчез».
Упражнение «Видение определенного предмета»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Только вместо слова «цвет» используется название предмета (чаще всего — «свеча»).
Упражнение «Видение спектра цветов»
Сначала произносится формула 1.
Далее следует формула 2 (каждую фразу повторять 2 раза):
«Перед моим внутренним взором проявляется цвет, он чисто синий;
синий делается все яснее, синий стоит ясно перед моими глазами;
синий постепенно превращается в фиолетовый;
фиолетовый становится все более отчетливым, фиолетовый стоит перед моими глазами;
фиолетовый постепенно превращается в красный;
красный становится все более отчетливым, красный стоит перед моими глазами;
красный постепенно превращается в оранжевый;
оранжевый становится все более четким, оранжевый ясно стоит перед моими глазами;
оранжевый постепенно превращается в желтый;
желтый становится все более четким, желтый ясно стоит перед моими глазами;
желтый постепенно превращается в зеленый;
зеленый становится все четче, зеленый ясно стоит перед моими глазами;
зеленый постепенно превращается в синий;
синий становится все четче, синий ясно стоит перед моими глазами».
Формула 3
Формула 4
Занимающиеся видят определенные цвета в связи с
определенными образами. В качестве примера следует назвать синее небо
или темно-синее озеро, фиолетовое платье; с красным цветом связывают
всевозможные политические воспоминания, а также раскаленный солнечный
шар, огонь вообще или извергающийся вулкан. При других цветах
аналогичным образом видят желтые или пестрые цветы, при зеленом
преобладают картины природы — луга и леса.
Занятие 11
Программа занятия:
Анализ выполнения дома комплекса упражнений 10-го занятия — 10 минут.
Развитие памяти — 30 минут.
AT высшая:
упражнения переживания абстрактных образов. Упражнение углубленного
самопознания. Отработка третьей стадии аутогипноза — 40 минут.
Развитие памяти
Развить
память — это прежде всего развить внимание (одновременно нужно помнить,
что внимание лежит в основе укрепления силы воли).
Имеются два вида внимания. Первое — это внимание, направленное на умственные объекты и понятия. Второе — на внешние предметы. Но в основе обоих лежит один и тот же закон.
Кроме такого деления можно говорить о непроизвольном внимании — в случае, когда предметы изучения представляют интерес сами по себе, и о направленном внимании — при помощи определенного усилия.
Непроизвольное внимание не требует никаких усилий и специальной тренировки. В то время как направленное требует и тренировки, и практики.
Интерес развивает внимание и удерживает его, в то
время как неинтересные вещи требуют усилий для удерживания внимания на
них. Но и внимание также развивает интерес, так как открываются новые
сферы для интереса и исследования.
Человек с хорошо развитым вниманием достигает
гораздо большего, чем просто способный человек. Произвольное внимание и
усердие — вот основные признаки способных людей. Произвольное внимание
заключается в намеренной фиксации ума на каком-либо предмете (при этом
из сознания удаляются другие мысли и предметы). Эта фиксация должна
сочетаться с интересом и желанием.
При помощи концентрированного произвольного внимания
мы имеем возможность не только видеть и думать о предмете с максимально
возможной степенью ясности, но ум в подобных ситуациях имеет тенденцию
собирать вместе различную информацию, знания, идеи, имеющие какое-либо
отношение к изучаемому предмету и находящиеся в нашей голове (ум
собирает вместе и связывает с исследуемым предметом массу ассоциаций и
информации).
Внимание увеличивает остроту и силу восприятия. Один
из признаков гения заключается в умении концентрировать внимание,
постепенно изучать предмет, пока он не будет полностью изучен.
Необходимым условием успеха в какой-либо сфере деятельности является
умение делать, изучать, обдумывать одну вещь одновременно, избегая всего
отвлекающего и постоянно храня и исследуя основной вопрос в уме. Все
это помогает отыскать необходимые связи и информацию.
Ухудшение памяти в старости происходит из-за резкого
падения внимания в силу каких-либо причин. Ведь помнят же старики свое
прошлое в деталях.
Упражнение по развитию внимания
и памяти — запоминание
элементов предмета
Поместите перед собой знакомый предмет и постарайтесь получить от него как можно больше впечатлений и информации.
Изучите форму, цвет, размер и тысячи других мелких подробностей.
Затем рассматривайте части предмета:
анализируйте их, анатомируйте мысленно, изучайте детально. Чем проще и
меньше рассматриваемая часть, тем полнее впечатление.
После полного, детального изучения
предмета возьмите карандаш и изложите ваши впечатления об изучаемом
предмете в целом и по деталям.
Сравните написанное с самим предметом, вы увидите, как много пропущено.
На следующий день снова возьмите этот предмет, вновь изучите и опишите его, и вы обнаружите новые детали.
Это упражнение укрепляет память и
внимание, так как они взаимосвязаны. Но не утомляйте себя этим
упражнением, так как утомленное внимание — это плохое внимание.
Упражнение по развитию внимания
и памяти — запоминание
элементов комнаты
Войдите в комнату и бросьте быстрый взгляд вокруг.
Затем выйдите и напишите все, что видели,
с описанием каждой вещи. Это нелегко, многое будет пропущено, но
небольшая практика укрепит силу внимания.
Для развития внимания можно использовать
витрину: бросив на нее быстрый взгляд, перечислите находящиеся в