ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапевтическое направление, представляющее собой дальнейшее
развитие учения В. Н. Мясищева о неврозах и их психотерапии. По
основным своим теоретическим положениям Л.-о. (р.) п. может быть
отнесена к психодинамическому направлению в психотерапии.
Разрабатывается в отделении неврозов и психотерапии
Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и включает в себя:
1) концепцию личности как систему отношений индивида с окружающей средой;
2) биопсихосоциальную концепцию невротических расстройств, в
рамках которой невроз понимается прежде всего как психогенное
заболевание, обусловленное нарушением значимых для личности отношений;
3) систему личностно-ориентированной индивидуальной и групповой
психотерапии, основной целью которой является достижение позитивных
личностных изменений (коррекция нарушенной системы отношений,
неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов),
что ведет как к улучшению субъективного самочувствия пациента и
устранению симптоматики, так и к восстановлению полноценного
функционирования личности. Концепция Л.-о. (р.) п. содержит
представления о ее целях и задачах, механизмах лечебного действия,
специфике и этапах психотерапевтического процесса, особенностях
взаимодействия пациента, психотерапевта и группы, методических подходах и
технических приемах и пр.
Первоначально цели и задачи Л.-о. (р.) п. К., И., Т. формулировались следующим образом:
1) глубокое и всестороннее изучение личности больного; специфики
формирования, структуры и функционирования его системы отношений,
особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, потребностей;
2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов,
способствующих возникновению и сохранению невротического состояния и
симптоматики;
3) достижение у больного осознания и понимания
причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и
его заболеванием;
3) изменение и коррекция нарушенной системы отношений больного неврозом;
5)
при необходимости помощь больному в разумном разрешении его
психотравмирующей ситуации, изменении его объективного положения и
отношения к нему окружающих.
Дальнейшее развитие Л.-о. (р.) п., которое во многом связано с
широким использованием групповой психотерапии, позволило на основе
анализа опыта практической работы и научных исследований в данной
области более четко и конкретно сформулировать основные теоретические
положения этой психотерапевтической системы в целом применительно и к
индивидуальной, и к групповой ее формам, и прежде всего ее цели и
задачи, а также представления о механизмах лечебного действия.
Сформулированные вначале задачи Л.-о. (р.) п. по сути дела отражают
поэтапный характер психотерапевтического процесса - от изучения личности
пациента и пациентом, через осознание, к коррекции нарушенных отношений
личности - и фокусируют психотерапевтический процесс преимущественно на
когнитивных аспектах. Однако Л.-о. (р.) п. не просто включает в
качестве своих задач три плоскости изменений (когнитивную, эмоциональную
и поведенческую) - сам процесс психотерапии основан на сбалансированном
использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов.
Цели и задачи любого психотерапевтического направления,
ориентированного на личностные изменения, вытекают из представлений о
специфике личностных нарушений, что в свою очередь определяется
личностной концепцией. Именно поэтому в рамках конкретного направления
цели и задачи психотерапии формулируются в общем виде как для
индивидуальной, так и для групповой психотерапии, но решаются с помощью
собственных средств.
Задачи Л.-о. (р.) п. К., И., Т. с учетом трех плоскостей
ожидаемых изменений более подробно могут быть сформулированы следующим
образом:
- Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Процесс психотерапии должен помочь пациенту осознать:
- связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением невротических расстройств;
- какие ситуации вызывают напряжение, тревогу, страх и
другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление
симптоматики;
- связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики;
- особенности своего поведения и эмоционального
реагирования в различных ситуациях, их повторяемость, степень
адекватности и конструктивности;
- как воспринимается его поведение другими, как
реагируют окружающие на те или иные особенности поведения и
эмоционального реагирования и как оценивают их, какие последствия имеет
такое поведение;
- существующее рассогласование между собственным образом "Я" и восприятием себя другими;
- собственные потребности, стремления, мотивы,
отношения, установки, а также степень их адекватности, реалистичности и
конструктивности;
- характерные защитные психологические механизмы;
- внутренние психологические проблемы и конфликты;
- более глубокие причины переживаний, способов
поведения и эмоционального реагирования начиная с детства, а также
условия и особенности формирования своей системы отношений;
- собственную роль, меру своего участия в
возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих
ситуаций, а также того, каким путем можно было бы избежать их повторения
в будущем.
В целом задачи интеллектуального осознания в рамках Л.-о. (р.)
п. сводятся к трем аспектам: осознание связей
"личность-ситуация-болезнь", осознание интерперсонального плана
собственной личности и осознание генетического (исторического) плана.
Следует подчеркнуть, что первая стадия осознания, которая условно
обозначается как "ситуация-личность-болезнь", не имеет определяющего
значения для собственного психотерапевтического эффекта. Она скорее
создает более устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия
пациента в психотерапевтическом процессе.
- Эмоциональная сфера. Процесс психотерапии должен помочь пациенту:
- получать эмоциональную поддержку со стороны
психотерапевта или группы, пережить положительные эмоции, связанные с
принятием, поддержкой и взаимопомощью;
- пережить в рамках психотерапевтического процесса те
чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те
эмоциональные ситуации, которые были у него в реальной жизни и с
которыми он не мог справиться;
- пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
- научиться искренности в чувствах к себе и другим людям;
- стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций;
- научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать собственные чувства;
- раскрыть свои проблемы с сопутствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными);
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
- произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
В целом задачи Л.-о. (р.) п. в эмоциональной сфере охватывают 4
основных аспекта: точное распознавание и вербализацию собственных
эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого
эмоционального опыта; непосредственное переживание и осознание опыта
психотерапевтического процесса и своего собственного; формирование более
эмоционально благоприятного отношения к себе.
- Поведенческая сфера. Процесс психотерапии должен помочь пациенту:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
- преодолеть неадекватные формы поведения,
проявляющиеся в процессе психотерапии, в том числе связанные с
избежанием субъективно сложных ситуаций;
- развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности те,
которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в
реальной жизни;
- выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
В самом общем виде направленность Л.-о. (р.) п. применительно
к поведенческой сфере может быть сформулирована как задача формирования
эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и
более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Таким образом, задачи Л.-о. (р.) п. фокусируются на трех
составляющих самосознания - на самопонимании, отношении к себе и
саморегуляции, а общая цель может быть определена как формирование
адекватного самосознания и расширение его сферы.
Механизмы лечебного действия Л.-о. (р.) п. лежат в трех основных
плоскостях - когнитивной, эмоциональной и поведенческой - и могут быть
обозначены как конфронтация, корригирующий эмоциональный опыт и
научение.
Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим
механизмом лечебного действия психотерапии, ориентированной на
личностные изменения. Конфронтация, понимаемая как столкновение пациента
с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, отношениями и
установками, с характерными эмоциональными и поведенческими
стереотипами, осуществляется в основном за счет обратной связи между
участниками психотерапевтического процесса. В ходе индивидуальной
психотерапии "инструментом" обратной связи выступает психотерапевт,
который не столько привносит в нее содержание, сколько отражает
различные аспекты психологической реальности пациента, концентрируя
внимание на сложностях и противоречиях. Обратная связь в групповой
психотерапии является более многоплановой, так как осуществляется
между каждым из членов группы и группой как целым. Каждый участник
за счет обратной связи получает разнообразную информацию о самом себе:
как он воспринимается другими, какие эмоциональные реакции вызывает его
поведение у окружающих, насколько адекватно его понимание различных
межличностных ситуаций, каковы цели и мотивы его поведения, насколько
его актуальное поведение способствует или препятствует достижению этих
целей и насколько они реалистичны, какие эмоциональные и поведенческие
стереотипы для него характерны, какую связь между его прошлым опытом и
актуальным поведением видят другие и пр. Обратная связь дает участнику
группы возможность осмыслить и оценить значение собственного "Я" в
типичных для него межличностных ситуациях и, соотнося прошлое и
настоящее, понять собственные
проблемы и особенности своих отношений. Пациент видит себя как бы в
различных зеркалах, которыми являются участники психотерапевтической
группы. Конфронтация пациента с отраженным образом "Я", во многом не
согласующимся с существующим представлением о себе, способствует
осознанию новых аспектов собственной личности и интеграции полученной
информации, что приводит к расширению образа "Я" и его большей
адекватности. Однако материал осознания, хотя и относится прежде всего к
личности пациента, включает и иные аспекты, связанные с более
адекватным пониманием других людей, особенностей их переживаний и
поведения, а также определенных общих аспектов функционирования
человеческой психики, взаимоотношений и взаимосвязи психических и
соматических процессов, межличностного взаимодействия,
иными словами, всего того, что можно обозначить как развитие
психологической культуры в широком смысле. Очевидно, что групповая
психотерапия создает более благоприятные условия для такого осознания,
поскольку являет собой реальное эмоциональное взаимодействие, в котором
во всей полноте раскрываются психологические особенности каждого
участника группы, и предоставляет более широкие возможности для
сопоставления собственных отношений, установок и позиций с отношениями,
установками и позициями других людей. Такое сопоставление способствует
не только более глубокому пониманию самого себя, но и повышению
чувствительности к другим, принятию и уважению ценности и значимости
других людей, несмотря на существующие личностные различия, а это в свою
очередь ведет к улучшению межличностного
взаимодействия, снижает напряжение и уменьшает сложности во
взаимоотношениях.
Корригирующий эмоциональный опыт (или корригирующее эмоциональное
переживание) включает: переживание и анализ своего эмоционального опыта
(прошлого, в том числе относящегося к родительской семье, и
актуального, связанного собственно с процессом психотерапии) и
эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента
принятие его психотерапевтом (или группой), признание его человеческой
ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность
понимать его, исходя из его отношений, установок и ценностей.
Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление
адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой
информации о себе, которая часто не согласуется с собственными
представлениями. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное
отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации,
обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка,
напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает
сопротивление, делает пациента более открытым для новой информации и
нового опыта. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют
чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут
как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная
поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на
самооценку, повышает степень самоуважения и производит корригирующее
эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений,
каким является отношение к себе, практически всегда неадекватное в
структуре отношений невротической личности.
Изменение отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием
нового знания о себе, а с другой - в связи с изменением эмоционального
компонента этого отношения, которое и обеспечивается в основном за счет
эмоциональной поддержки. Принятие пациента психотерапевтом (или группой)
способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом
психотерапевтических норм, повышает его активность и ответственность в
психотерапевтическом процессе, создает условия для самораскрытия.
Аналогом принятия в индивидуальной психотерапии является групповая
сплоченность в групповом психотерапевтическом процессе, которая
обеспечивает еще более высокий и многоплановый уровень эмоциональной
поддержки. Корригирующее эмоциональное переживание связано также с
переживанием пациентом своего прошлого
и текущего (актуального) опыта. Возникновение в ходе психотерапии
различных эмоциональных ситуаций, с которыми пациент не мог справиться в
реальной жизни, позволяет в особых психотерапевтических условиях
вычленить эти переживания, проанализировать их, пережить заново,
переосмыслить и выработать более адекватные формы эмоционального
реагирования. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания
связан с проекцией эмоционального опыта, полученного в родительской
семье, на психотерапевтическую ситуацию. Анализ этих переживаний на
основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической ситуации
позволяет пациенту в значительной степени переработать эмоциональные
проблемы, уходящие корнями в родительскую семью.
Научение в рамках Л.-о. (р.) п. осуществляется как прямо, так и
косвенно. Групповая психотерапия более благоприятствует реализации
поведенческих механизмов в сравнении с индивидуальной. Группа выступает
как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные
для него поведенческие стереотипы, и создает условия для исследования
пациентом собственного межличностного взаимодействия, выявляя в нем
конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение
или вызывающие негативные переживания, и для выработки навыков
полноценного общения. Пациент начинает ощущать свою способность к
изменениям, которые приносят ему удовлетворение и позитивно
воспринимаются другими. Все это создает благоприятные предпосылки для
генерализации достигнутых поведенческих изменений и на другие ситуации, в
реальной жизни.
В системе Л.-о. (р.) п. индивидуальная и групповая ее формы решают
общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего
психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности,
обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а
также фиксирующих его), используя свою специфику. При этом
индивидуальная психотерапия в большей степени ориентирована на
исторический (генетический) план личности пациента, но учитывает и
реальную ситуацию взаимодействия, а групповая - на межличностные
аспекты, но обращается и к историческому плану личности пациента.
Условно можно выделить определенную последовательность в
поведении врача в процессе индивидуальной Л.-о. (р.) п. При первой
встрече с пациентом он минимально активен, недирективен, способствует
искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию
доверительного контакта. Затем, увеличивая свою активность, приступает к
выяснению "внутренней картины болезни", к вербализации пациентом его
представлений о болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.
Проводя коррекцию концепции болезни у пациента, врач обсуждает с ним
данные обследований, помогает понять, что причины невроза кроются не в
органических изменениях, и уловить связь эмоциональных факторов с
симптоматикой. В этот период психотерапевт предоставляет больному
соответствующую информацию и выступает
преимущественно в роли эксперта. После уяснения пациентом связи
между симптоматикой и провоцирующими патогенными ситуациями содержание
бесед существенно меняется. Их предметом становятся уже не симптомы, а
психологические проблемы, переживания и отношения больного. Постепенно в
процессе обсуждения и переработки этого материала в сознании пациента
выстраивается определенная схема из различных звеньев новой концепции
болезни (эмоциональные факторы или патогенные ситуации - личностные
позиции или отношения - потребности или мотивы - невротический конфликт -
симптоматика). Взаимоотношения с больным углубляются, психотерапевт
становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним
миром. На заключительном этапе Л.-о. (р.) п. психотерапевт снова
увеличивает свою активность
и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых
способов восприятия, эмоционального реагирования и поведения.
В течение лечебного курса при использовании этого метода на всех
его этапах постоянно осуществляются 2 взаимосвязанных психологических
процесса - осознание и реконструкция отношений личности. Первый процесс -
осознание, инсайт - заключается в постепенном расширении сферы
самосознания больного, связанном с необходимостью понимания им истинных
источников собственных невротических расстройств; второй - реконструкция
отношений личности - в соответствии со степенью осознания проявляется в
коррекции нарушенных и выработке новых отношений на познавательном,
эмоциональном и поведенческом уровнях. Что же может осознать пациент в
процессе Л.-о. (р.) п.? Психотерапевт помогает больному осмыслить связи
между способами реагирования в определенных жизненных обстоятельствах,
нарушенными значимыми для него отношениями и возникновением невроза.
Врач выступает здесь в роли проводника в познании больным своего
внутреннего мира. На трудности этого пути указывал И. П. Павлов.
"Надлежит, - писал великий физиолог, - отыскать вместе с больным или
помимо его или даже при его сопротивлении среди хаоса жизненных
отношений те разом или медленно действовавшие условия и обстоятельства, с
которыми может быть связано происхождение болезненного отклонения,
происхождение невроза. Дальше нужно понять, почему эти обстоятельства
обусловили такой результат у нашего больного, когда у другого человека
они же остались без малейшего внимания".
В условиях Л.-о. (р.) п. психотерапевт пытается расширить у
больного область осознаваемого, чтобы помочь ему уяснить
причинно-следственные связи, породившие невроз, вербализовать смутные
переживания и уточнить те соотношения, которые сам пациент прежде не
соединял в своем сознании. Важно "натолкнуть" больного на связывающие
звенья между различными аспектами его поведения и эмоциональными
особенностями, раскрывающие уязвимые точки его личности. Полезным в этом
процессе является привлечение внимания больного к возможным аналогиям
его эмоциональных отношений с психотерапевтом и со значимыми в его жизни
лицами.
В отличие от психоанализа, при Л.-о. (р.) п. речь идет о
расширении сферы осознаваемого не на основе прямого анализа
бессознательного и его антагонистического взаимодействия с сознанием, а
посредством поиска связей между разобщенными прежде в сознании больного
представлениями, точной вербализации неясных переживаний и понятий.
Кроне того, в психоанализе смысл нового знания, понимания с помощью
интерпретаций в определенной мере "навязывается" пациенту
психоаналитиком, который исходит из довольно ограниченного набора
жестких схем, прямо или косвенно связанных с сексуальностью человека в
течение всей его жизни, особенно в раннем возрасте. При Л.-о. (р.) п.
пациент в сотрудничестве с психотерапевтом реконструирует самосознание,
оставаясь в мире реальных событий и понятий.
Самое главное и самое трудное при обсуждении заключается в том,
чтобы помочь больному понять, что его невроз был вызван не только
обстоятельствами жизни и внешними конфликтами, но и внутренним
конфликтом, в основе которого лежат его неадекватные отношения и
малосовместимые потребности, вследствие чего он не способен разрешить
свои проблемы. Конфликт сопровождается эмоциональным напряжением,
дезорганизующим сомато-нервнопсихическое функционирование пациента и
вызывающим соответствующую симптоматику. Именно эти взаимосвязи
психотерапевт и помогает осознать больному. Уяснение пациентом
психологических механизмов болезни не является чисто рациональным,
познавательным процессом; в него обязательно должны быть включены
достаточно значимые эмоциональные переживания, которые и делают
возможной необходимую перестройку личности на основе положительных
внутренних ресурсов. Рациональное, интеллектуальное понимание пациентом
своих невротических проблем и их причин само по себе малодейственно и к
необходимым переменам в личности больного не приводит; оно должно быть
завершающим звеном процесса осознания, эмоционально насыщенного в своей
сущности.
Глубина осознания может быть разноуровневой. Первый уровень может
касаться понимания пациентом некоторых новых представлений о своем
дезадаптивном поведении, в частности в условиях патогенной ситуации. Это
осознание может возникнуть в обстановке откровенного общения с другими
больными, медперсоналом и психотерапевтом, второй уровень отражает
осмысление пациентом тех неадекватных отношений (в самооценке, отношении
к другим людям и окружающему миру), которые лежат в основе его
невротического поведения. На этом уровне осознания больной не только
видит неконструктивность своего поведения в прошлом, но и понимает,
почему он вел себя таким образом. Третий уровень глубины понимания
пациентом генеза своего невроза (особенно важно это бывает при
невротических развитиях, требующих длительной психотерапии) связан с
осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, лежащих в основе
неправильно сформированных в ходе развития личности отношений. При
анализе жизненной истории психотерапевту приходится обращать особое
внимание пациента на развитие его чувств и форм поведения начиная с
детства, когда в силу условий воспитания могла формироваться
неадекватность системы его отношений. В процессе психотерапии не всегда
удается достичь всех указанных уровней. Что же способствует достижению
осознания (инсайта), если такая цель ставится психотерапевтом?
Во-первых, прогностически полезными могут быть такие свойства, как
способность больного к самонаблюдению, психологическая настроенность на
самоанализ, рефлексия, склонность к самораскрытию, достаточный уровень
интеллекта. Психологическая настроенность и самораскрытие пациента могут
повышаться в процессе психотерапии. Во-вторых, важны такие условия, как
эмпатический подход психотерапевта, доверительность в контакте и
катарсис, кроме того, обратная связь (восприятие себя в реакциях
других).
Осознание и понимание являются лишь началом психотерапии, вернее -
ее условием. Важна реорганизация тех значимых в данной жизненной
ситуации отношений личности, дезадаптирующее влияние которых проявляется
в целостном функционировании пациента. Недостаточно адекватные
вследствие "изъянов" развития личности отношения в определенных
жизненных обстоятельствах могут быть не столько условием внешних и
внутренних конфликтов, сколько причиной неспособности человека успешно
решать эти конфликты. Именно эта неспособность и является основой
развития невротических состояний. Задача психотерапии - путем
реорганизации системы отношений сделать личность способной к разрешению
трудностей. В отличие от рациональной и гипносуггестивной психотерапии,
подобная психотерапия и может быть названа реконструктивной, так как
реконструкция отношений личности - это главная и отличительная ее цель.
Достижение этой цели ведет не только к устранению невротической
симптоматики, но и к развитию новых, зрелых форм восприятия, переживаний
и поведения пациента.
В ходе реконструкции нарушенных отношений больного происходят 2
процесса: коррекция неадаптивных позиций и выработка новых, более
реалистичных, проверяющихся вначале в условиях терапевтической среды, а
затем - во внелечебных ситуациях реальной жизни пациента. Идентификация
(отождествление) отражает довольно поверхностный и нестойкий уровень
перемен в системе отношений и поведения пациента. Как правило, она
является следствием удовлетворяющего определенные потребности больного
(например, в признании или опеке) контакта с психотерапевтом. Пациент
пытается усвоить одобряемые психотерапевтом формы поведения, конкретные
суждения или представления. Обычно этот процесс усвоения специфических
позиций носит неосознаваемый характер. Идентификация в ряде случаев
может быть переходом к более глубокому уровню перемен. Важным условием
этого типа перемен является атмосфера положительного принятия больного
психотерапевтом, интенсивность и глубина процесса осознания,
конструктивное использование конфронтации в системе психотерапевтических
воздействий.
Процесс реконструкции отношений и выработки нового поведения
пациента протекает обычно с определенными трудностями, противодействием,
сопротивлением больного. Это сопротивление - реальный клинический факт,
затруднение, возникающее при коррекции неадаптивного поведения
пациента. Представляя собой проявление психологической защиты,
сопротивление обычно отражает реакцию пациента на болезненное для него
прикосновение к зачастую глубоко скрытым или скрываемым тягостным
переживаниям, а также на перестройку неадаптивного поведения.
Сопротивление больного проявляется в общении с психотерапевтом в
различных формах - в уклонении от обсуждения наиболее важных проблем и
переживаний, в молчании, в переводе разговора на другую тему, в
неясности формулировок проявления своего заболевания, в неприятии
реальных фактов, в отрицательной реакции на те или иные методы лечения, в
юморе, иногда даже в излишней податливости и согласии с высказываниями
психотерапевта без должной их переработки.
Степень сопротивления, противодействия психотерапевтическому
влиянию в процессе лечения может изменяться. Она повышается при
несовместимости установок больного и психотерапевтического стиля
психотерапевта, при явном игнорировании устойчивых лечебных ожиданий
пациента, при преждевременной интерпретации, при чрезмерных требованиях
от него откровенности или активности, при неверии психотерапевта в
возможности больного и при внутренней отрицательной позиции (критика без
одобрения, ирония) и т. д. Следует отличать сопротивление от
резистентности к психотерапии. Последняя может быть обусловлена такими
характеристиками больного, как низкая мотивация к лечению, низкий
интеллект или негибкость мышления, психический инфантилизм. Изменения в
системе отношений больного, и прежде всего в самооценке, тесно связаны с
перестройкой его поведения. Важными являются направленная коррекция
малоадаптивных форм поведения и выработка новых, более адекватных
достигнутому уровню интеграции внутреннего мира пациента.
Групповая Л.-о. (р.) п. при неврозах не изменяет ее сущности.
Так же как и в индивидуальной психотерапии, основной задачей ее является
коррекция нарушенной системы отношений больного неврозом и неадекватных
эмоциональных и поведенческих стереотипов; осознание, основанное на
конфронтации пациента с собственным "Я", также рассматривается в
качестве ведущего механизма лечебного действия. Однако групповая
психотерапия позволяет не только создать более благоприятные условия для
осознания, предоставляя пациенту многоплановую обратную связь, но и
активнее использовать в процессе психотерапии эмоциональные и
поведенческие механизмы лечебного действия, повышая тем самым ее
эффективность.
В контексте теоретических представлений Л.-о. (р.) п. в групповой
ее форме в качестве методических приемов используются групповая
дискуссия, психодрама, психогимнастика, психопантомима, проективный
рисунок, музыкотерапия и др. (см. также Вербальные и невербальные методы
групповой психотерапии).
Следует лишь подчеркнуть, что, в то время как Л.-о. (р.) п.
направлена на достижение основной стратегической цели - реконструкции и
гармонизации нарушенной системы отношений личности, послужившей главной
причиной невротической декомпенсации, другие психотерапевтические приемы
решают скорее тактические задачи, в целом повышая эффективность и
экономичность психотерапевтических воздействий.