АРТТЕРАПИЯ
Термин "арттерапия" (art - искусство, artterapy (буквально) -
терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным
населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным
творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние
больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются
также термины "изотерапия" или "художественная терапия", однако они не
тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.
Пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и
художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись,
скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик,
гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи,
тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с
психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения
своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а
также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в А.
включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция,
перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации
играет ведущую роль.
А. - сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
- Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом.
- Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.
- Одновременное использование первого и второго принципов.
- Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству
Выделяют несколько уровней лечебного действия и адаптации в случае применения А.
- Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего
действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая,
интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала,
заложенного в искусстве.
- Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение,
компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия,
сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием
различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимации.
- Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное
действие А. достигается подключением интеллектуальных операций
(проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчение
психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим
переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат
достигается даже при простейшем проективном представлении проблем.
- Преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации:
в качестве адаптирующих используются прикладные возможности творчества -
А. рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант
организации и времяпрепровождения, принципиально не отличающийся от
других аналогичных методов.
- Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,
физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического
изобразительного творчества на организм и психику.
Креативные представления-представления, согласно которым
адаптационное воздействие А. на психику можно понимать в связи с самой
сущностью искусства. На первый план выдвигается вера в творческую основу
человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе
обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих
представлений - гуманистическое направление психологии, рассматривающее
личность как некое психологическое образование, в котором изначально
существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее
поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей,
скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения
самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное
интегрирование. Задача А. не сделать всех людей художниками или
скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на
реализацию его предельных творческих возможностей. Упор в терапии делают
на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента
самостоятельно созидать. Творчество - это одно из средств преодоления
страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека,
поведением которого управляет стремление к реализации личности.
Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для
преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Основным источником человеческой деятельности является непрерывное
стремление к самоактуализации и самовыражению. У больных неврозами эта
потребность заблокирована, и искусство может быть одним из способов ее
восстановления. Задача психотерапевта - помочь людям ощутить эти
мгновения, создать условия для их возникновения, помочь пациенту
высвобождать подавленное, познавать собственное "Я". Сдерживание
творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее
высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и
психопрофилактическим средством. Творческий процесс снижает напряжение,
ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние конфликты.
С позиции адаптации А. расценивается как интегрирующий
адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в
отношении возможностей приспособления к среде, способствующий общей
гармонизации личности. Творчество как одна из форм сублимации позволяет
проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в
искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и
эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев,
неудовлетворенность и т. п.). Таким образом снижается опасность внешних
проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности.
Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а
врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному. Арттерапевтические
произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и
переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно
для больных, которые не могут "выговориться"; выразить свои фантазии в
творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на
бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию
переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита,
которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате А.
больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения
окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер
"эго-цензуры", затрудняющий словесное выражение бессознательных
конфликтных элементов.
Проективное рисование не является А. в полном смысле этого слова,
поскольку здесь не ставится цель достижения эстетического результата. В
отличие от предыдущих направлений в работе с больными в этом случае
главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим
является целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный
аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция
проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних
представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме
воспоминания и фантазии. В ходе проективной А. должна стимулироваться
демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал,
понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного
рисования заключается в том, что врач предлагает больному сюжет
проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их.
При рассмотрении А. как занятости предполагается, что
изобразительное творчество действует так же, как и другие подобные формы
работы с больными, что целеустремленная и плодотворная деятельность,
осуществляемая при А., является "оздоровляющим процессом", который
ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение
придается коллективному характеру занятий А. Им приписывается
катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению
самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого
потенциала и преодолению трудностей самовыражения. Помимо того что А.
является интересной, эмоционально значимой формой занятости, она - еще и
дополнительный способ общения больных между собой. Совместное
творчество помогает пациенту познать мир другого человека, что облегчает
социальную адаптацию.
Физическое и физиологическое влияние А. заключается в том, что
изобразительное творчество способствует улучшению координации,
восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.
Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм
цвета, линий, формы.
Показания к А. достаточно широки, тем более что ее применение
может "дозироваться" от относительно "поверхностной занятости" до
углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Многоплановое
воздействие искусства и творчества позволяет применять его к пациентам
разного возраста в самых широких диагностических пределах. При
рассмотрении показаний к А. помимо клинической картины, интенсивности
переживаний и состояния эмоциональной сферы пациента необходимо
учитывать и его отношение и интерес к изобразительному творчеству,
подготовленность, интеллект и многие другие факторы. А. можно
использовать как успокаивающее средство при психомоторном возбуждении и
агрессивных тенденциях; она может выполнять функции отвлечения и
занятости; способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и
помогать выявлять скрытые переживания; выполнять активизирующие и
адаптивные функции; оказывать и расслабляющее действие.
Что касается противопоказаний, то здесь может идти речь о
состояниях, не позволяющих больному определенное время усидеть за
рабочим столом, или когда больной мешает другим. Самыми трудными для
психотерапевта являются больные с выраженным психомоторным или
маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на
объекте действия. Также противопоказанием являются нарушения сознания и
тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
А. можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей
семьей, в группе и коллективе. Функции арттерапевта достаточно сложны и
меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными
навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как
при проведении А. приходится не только рассказывать, но и показывать
технические приемы художественного творчества. Арттерапевту требуются
систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что
позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря
которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал
метода.
На первом этапе при занятиях А. необходимо преодолеть
сопротивление, связанное с распространенным "комплексом неумения",
смущением перед непривычным занятием. Это тесно связано с выработкой
установки на дальнейшее лечение, так как от степени личного участия,
активности больного, его вовлеченности в работу зависит эффективность
терапии. Информативный этап работы включает ознакомление больного с
основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве самых
разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок. На этом этапе
решаются вопросы социально-коммуникативного характера. Совсем не
обязательно придерживаться какого-либо жесткого, строго определенного
набора тем, соблюдая их последовательность. Темы охватывают различные
области жизни пациента или группы и являются лишь ориентирами. Темы
предлагаются по-разному. Степень представления инициативы в группе
зависит от этапа ее работы. На начальных этапах работы группы более
целесообразным является выдвижение тем арттерапевтом, в дальнейшем
активность предоставляется участникам группы. Темы должны предлагаться в
определенной последовательности, учитывающей, во-первых, естественное
сопротивление пациентов, не умеющих рисовать или лепить людей, и,
во-вторых, первоочередные задачи группы. Собственно формулировка темы не
является самоцелью. Основным требованием к теме является ее
потенциальная способность вызывать последующее обсуждение.
Изобразительное творчество усиливает действие словесного самовыражения.
Рисунок, лепка, вышивка и др. - это не просто более широкое раскрытие
сообщаемого, но и документ, к которому можно вернуться в будущем.
Поэтому арттерапевт может советовать пациенту записывать мысли, которые
возникли у него в ходе работы.
Преимущество А. заключается в возможности более глубоко оценить
поведение пациентов, составить мнение, на каком этапе жизни находится
больной, - в рисунках и поделках могут находить отражение не только
сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, - а
также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это,
выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и
лечения. Обычно А. популярна среди больных, хотя здесь не приходится
говорить о спонтанной творческой активности. Такое отношение к
изобразительному творчеству можно рассматривать с точки зрения его
влияния на терапевтический процесс, поскольку успех во многом зависит от
того, как больные воспринимают эти занятия, что и определяет их
эффективность. Представление больных о положительном терапевтическом
эффекте занятий оказалось во многом обусловленным положительными
эмоциями от впечатления о своих работах и общей установки больного на
лечение. В группе арттерапии и эстетические и внеэстетические эффекты
лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими
групповыми эффектами, например возможностью большего коммуникативного
воздействия творчества на одну и ту же тему, катарсическим и
катализирующим влиянием, изменением самооценки и способностью к
преодолению фрустраций. Группу арттерапии, в сущности, можно считать
вариантом групповой психотерапии, в котором изобразительное творчество
используется как основной инструмент, потенциально обеспечивающий
достижение определенного результата. Более целесообразно использовать в
практике только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд),
прежде всего чтобы не упускать воздействия чистого творческого фактора.
Кроме того, длительное занятие, оставляя пациента наедине с проблемой на
более долгий срок, заставляет его глубже погрузиться в нее, интенсивнее
сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь
катарсиса. О лечебно-адаптационной роли А., даже при резистентных формах
психопатий, свидетельствует опыт М. Е. Бурно, который подчеркивает, что
терапия творчеством является важным компонентом индивидуальной и
групповой психотерапии.