ПСИХОАНАЛИЗ
Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.).
Основополагающим понятием является представление о бессознательных
психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических
методах. П. (см. Классический психоанализ) включает теории общего
психического развития, психологического происхождения неврозов и
психоаналитической терапии, являясь, таким образом, законченной и
целостной системой.
В основу теории общего психического развития легла также
концепция о стадиях развития детской сексуальности. На ее базе Фрейд
описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам
фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о
сублимации. Теория происхождения неврозов включает представление о
психологическом конфликте; по словам Фрейда, это "переживание,
возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых
тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие
чувства и поведение". Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы,
актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой
психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические
расстройства.
Опираясь на собственную теорию об организации психики и
механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд
разработал соответствующие лечебные методы (см. Психоаналитические
методы). В одной из своих работ он писал: "Предположение о
бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и
подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные
элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может
считать себя психоаналитиком, если он не признает их". О цели
психоаналитической терапии Фрейд писал: "Где было Ид, там будет Эго", т.
е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко
раскрыты и представлены сознанию.
Основоположниками П. считаются также Юнг, создатель аналитической
психологии, и Адлер, основатель индивидуальной психологии. Оба были
учениками Фрейда, затем из-за принципиальных разногласий отошли от его
П. и создали свои собственные концепции.
Юнг ввел понятие об архетипах - психических структурах,
составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы
определяют характер символики сновидений, сказок, мифов, могут также
выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов.
Цель психоаналитической терапии в концепции Юнга отличается от
представленной в психоанализе Фрейда, который сравнивал
психоаналитический метод со скальпелем хирурга, вырезающим больную
ткань, а задача природы - излечивать рану. Юнг возражал против прямого
вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными
или интеллектуальными инструкциями. Цель психоаналитической терапии он
видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении
здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости.
Если по Фрейду, "где было Ид, там будет Эго", то Юнг, исходя из
требований индивидуальности, говорит: "Самость должна заменить Оно".
Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов
сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, "если человек живет, он
должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему
собственному росту"; по Фрейду, это значит, что человек должен
"договориться с реальностью".
Адлер в невротическом состоянии видел переживание слабости и
беспомощности, которые описывал как "комплекс неполноценности". Его
индивидуальная психология определяет невротические симптомы как
проявление борьбы по преодолению чувства недостаточности, их развитие
видит как "бегство в болезнь", "желание власти" или "мужской протест".
Первый и третий пути направлены на привлечение внимания к себе, "желание
власти" входит в конфликт с ощущением общности с другими людьми. Адлер
определил невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность;
основной феномен психических расстройств усматривал не в сопротивлении
побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.
В настоящее время различают П. и психоаналитическую
(психоаналитически-ориентированную) психотерапию. Эти две формы лечения
основаны на теории Фрейда о динамике бессознательного и психологическом
конфликте. Главная их цель - стремление помочь пациенту осознать причину
внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских
переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием
определенных болезненных паттернов поведения и межличностного
взаимодействия в зрелом возрасте.
П. наиболее интенсивный и строгий по форме тип психотерапии.
Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю; продолжительность
лечебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Больной лежит
на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. Пациент
стремится к свободному ассоциированию, т. е. пытается сказать все, что
приходит ему в голову, чтобы проследить движение мыслей к их ранним
корням; говорит также о сновидениях и чувствах переноса, возникающих в
процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и
прояснение, чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые часто
бессознательно воздействуют на его жизнь. Для П. важно, чтобы пациент
умел выражать свои чувства и мысли, был психологически расположен без
выраженной репрессии переносить эмоциональное напряжение, вызываемое
психоаналитиком, обладал способностью к устойчивому
психотерапевтическому альянсу. Целью П. является реконструкция структуры
характера с уменьшением патологической защиты; понимание причин
состояния важнее облегчения симптомов, хотя последние в ходе лечения
исчезают. Результатом П. должно быть формирование зрелой личности. П.
показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными
нарушениями.
Психоаналитическая психотерапия основана на принципах и методиках,
используемых в классическом П., но менее интенсивна. Существует два ее
типа: инсайт-ориентированная и суппортивная психотерапия. В первом
варианте пациент приходит 1-2 раза в неделю и сидит напротив
психотерапевта. Цель заключается в осознании бессознательного
психологического конфликта, что сходно с П., но здесь акцент ставится на
реальных проблемах, меньше подчеркивается развитие переноса. Пациенты,
подходящие для этого вида психотерапии, так же как и для П., имеют
широкий круг симптоматических и характерологических проблем. Показана
эта психотерапия и пациентам с личностными нарушениями.
В суппортивной психотерапии основной элемент лечения составляет
скорее поддержка больного, чем развитие у него инсайта. Обычно это
терапия выбора для пациентов с серьезной уязвимостью Эго, в частности
для психотических пациентов. Показана эта терапия и пациентам в
кризисной ситуации, например в остром горе. Она должна быть длительной,
продолжающейся многие годы, особенно для пациентов-хроников. Поддержка
должна выражаться прежде всего в ограничении окружения, повышении
реальных социальных возможностей, успокоении, совете и помощи в
социальных изменениях; психотерапевт должен быть активным в дискуссии,
должен поощрять пациента. Таким образом, в психоаналитической
психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно
углублять понимание своей внутренней психической жизни.