ПСИХОДРАМА
Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в
ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения
чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. П. как
лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Морено
(Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента
"спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с
психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого
потенциала человека, его творческого "Я" в "театре жизни". Внутри- и
межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра",
послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного
психотерапевтического метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной
способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность
экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями,
творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе
разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная
эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие
развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает
благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и
конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания,
преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов
эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и
новых способов эмоционального реагирования.
Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между
психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения,
отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов,
положительно воздействующих на изменение установок под влиянием
психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление
пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и
относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность;
появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение
пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают
также, что П. способствует преодолению защитных позиций пациентов,
усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных
проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов:
1. Протагонист - пациент - субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы.
2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) - тот, кто помогает пациенту
исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации
психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия,
стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей
группы к ролевой игре ("разогрев"), выявлении проблем и переживаний
пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей,
организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации
происходящего.
3. Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие
вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория
обозначается так же, как "вспомогательные "Я"". "Вспомогательные "Я""
могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его
собственного "Я". Выделяют несколько основных функций "вспомогательных
"Я"": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации
замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с
другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые
протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и
конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к
реальной жизни.
4. Зрители - остальные члены группы, не принимающие
непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие
ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и
участников психодрамы, но и применительно к самим себе.
5. Сцена - место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или
подготовительную ("разогрев"); собственно драматическое действие;
обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В
инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение
диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой
ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников,
организация пространства для психодраматического действия. Обычно в
инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании
спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства,
снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для
этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, "живые
скульптуры", импровизации, разыгрывание сказок или фантастических
ситуаций и пр. Вторая фаза - разыгрывание ролевой ситуации, или
психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и
осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и
конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: "зеркало",
"двойники", "другие Я", монолог, диалог, построение будущего, проба
реальности и др. Третья фаза - фаза обсуждения, или интеграции, -
является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении
протагонисту обратной связи двух видов - ролевой и идентификационной.
Первая - обратная связь "из роли". Здесь протагонист получает информацию
о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали,
что им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время
разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист
имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Например,
женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с
сыном, которого она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и
самостоятельным. При этом ее высказывания и поведение, сама ситуация
разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием
было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший
роль сына, в процессе ролевой обратной связи сказал ей, что все ее
поведение, то, что и как она говорила, вызвало противоположный эффект,
создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось
менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким
мальчиком. Таким образом, ролевая обратная связь позволила
протагонистке увидеть собственные противоречивые потребности, желания и
чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной
идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех
членов группы, которые не принимали непосредственного участия в
разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы,
наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие
переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в
приведенном выше примере один из участников группы рассказал о том, как
он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это вызывало у
него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от
родителей. Другая участница группы говорила о том, как ей трудно было
пережить взросление дочери и что помогло ей справиться с этой
собственной проблемой. Таким образом, идентификационная обратная связь,
во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы
в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет
протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и
переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть
иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и
конфликтов. Иногда третья завершающая фаза психодрамы может содержать и
собственно анализ и интерпретацию психодраматического действия. Однако
при наличии качественной ролевой и идентификационной обратной связи это
становится излишним.
Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в
рамках психоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как
интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры
могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности,
психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении
гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии,
тренинговых методов.
Существует опыт использования различных вариантов П., отличающихся
от классической процедуры, при работе одной психотерапевтической группы,
при этом в каждом конкретном периоде групповой психотерапии П.
выполняет различные функции. Наиболее успешно П. может использоваться в
комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с
групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней
рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить
трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания.
П. как составная часть групповой психотерапии широко используется
при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и
психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и
подростков, а также в семейной психотерапии.