ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ
(ГОЛОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ)
(греч. holos - весь, целый и tropos - поворот, направление)
Данная стратегия психотерапии, разработанная Грофом (Grof S.),
использует для достижения терапевтического эффекта особые состояния
сознания, вызываемые с помощью управляемого дыхания, провоцирующей
музыки и других форм звукового воздействия, специфических приемов работы
с телом и рисования мандал в заключительной части сеанса (произвольных
рисунков - отчетов о проведенных сеансах).
Терапевтический смысл достижения измененного состояния сознания состоит в переживании специфического комплекса явлений:
1) биографического материала,
2) перинатальных матриц
3) и так называемого трансперсонального сознания, отражающего не
только и не столько биографические причины (в динамическом смысле)
проблем пациента, сколько особую трансцендентальную связь человека с
окружающим миром, временем и пространством. Переживание такой
космической взаимосвязи способствует раскрытию подлинной человеческой
сущности и приводит к достижению полной внутренней интеграции. В
концептуальной схеме основных эффектов Г. т. описываются такие явления,
как изменение размерности сознания, существование сенсорных барьеров,
ограничивающих переход к более глубоким уровням бессознательного,
слоеное строение подсознания, перинатальные матрицы и их динамика,
трансперсональные явления психики
Гроф предлагает своеобразную архитектуру психопатологических
нарушений. По сути, вводится новое понимание психологии, психопатологии и
психотерапии, возникшее на базе практической работы. Эта концепция
психического включает пять развернутых категорий:
- размерность психики и картография внутреннего пространства
- архитектура психопатологии
- эффективность механизмов терапии трансформации личности
- стратегия терапии и самоанализ
- сознание/материя и природа реальности
Картография психики человека предполагает создание нового ее
образа. В дополнение к традиционному представлению психоанализа о
бессознательной части психики и заключенных там биографических
воспоминаниях высказывается гипотеза о существовании еще более глубоких
областей бессознательного. В частности, выделяется перинатальная область
психики, в которой сосредоточены переживания и образы смерти и
рождения, и трансперсональная сфера, соотнесенная с широким спектром
переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные,
оккультные и мистические. Логика организации (архитектоники)
психического предполагает слоеное содержание бессознательных областей,
разделенных сенсорными барьерами, затрудняющими доступ в более глубокие
области. Активизация сенсорных каналов объясняется тем, что методы,
открывающие доступ к бессознательному, в первую очередь усиливают
деятельность чувственных органов. В результате и бессознательное также
активизирует чувственные органы. Сенсорный барьер проявляется в
неспецифических чувственных переживаниях, например человек видит
основные цвета и геометрические узоры, слышит различные звенящие звуки, у
него возникают тактильные ощущения в различных частях тела, он
чувствует запах и вкус. Все эти переживания абстрактны, не обладают
символическим смыслом и малозначимы. Сенсорные барьеры отделяют обычное
сознание от биографического уровня бессознательного и разделяют между
собой перинатальную область и более глубокую и труднодоступную
трансперсональную сферу бессознательного. Перинатальная область
бессознательного располагается за областью индивидуального
бессознательного. В индивидуальном бессознательном конденсируются
индивидуальные психологические травмы, незавершенные гештальты, здесь
располагается биография человека. Характер процессов, протекающих на
этом сравнительно неглубоком уровне бессознательной сферы, схож с теми
явлениями, которые описывает Фрейд (Freud S.) и другие его
последователи, однако в результате практической работы выявлены отличия.
В частности, биографический материал может быть не только воспроизведен
в памяти и реконструирован, но и пережит заново. При этом идет речь и
об эмоциональных переживаниях, и о телесных ощущениях, восприятии.
Отличием является и то, что релевантные воспоминания и другие элементы
биографии проявляются не по отдельности, а в целом и образуют
динамические констелляции - так называемые "системы конденсированного
опыта", сокращенно СКО. Причем СКО включают в себя взаимосвязанно
различные этапы личной биографии и не ограничиваются элементами
индивидуального бессознательного. Большинство СКО динамически связаны с
процессом рождения, а значит, продуцируются в более глубокой сфере - в
перинатальной области бессознательного. Во время сеансов Г. т., при
перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность
переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это
воспринимается как процесс умирания. Боль может быть нестерпимой
настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим границы
индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего
человечества и даже всего живого. Переживания этого уровня обычно
сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье,
учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожных
покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков,
дрожь и судороги и пр. Это состояние рассматривается как столкновение со
смертью. Подчеркивается, что при обычной аналитической работе в области
биографического уровня бессознательного такие переживания возможны
только в тех случаях, если человек когда-либо находился на грани жизни и
смерти (состояния клинической смерти, серьезные операции, ситуации
смертельной опасности). Для всех прочих опыт столкновения со смертью
возможен только в условиях Г. т. В дальнейшем происходит изменение
состояния, и переживания уже характеризуют процесс рождения. Этот этап
перинатальных переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и
возрождение. Он является очень важным, поскольку родовая травма даже в
большей степени, чем события в биографии, ответственна за формирование
проблем, и ее проработка в контексте Г. т. создает предпосылки для более
полноценного излечения, чем аналитическая проработка постнатальных
конфликтов. Ведь именно в перинатальной области формируются СКО, которые
конденсируют на себе соответствующий биографический материал.
Переживания смерти и возрождения весьма сложны и разнообразны.
Проявляется такой опыт в четырех типичных паттернах, или констелляциях,
переживаний (Гроф, 1985), соответствующих стадиям биологического
рождения. Теория и практика глубинной эмпирической терапии (обобщенное
название терапевтических подходов, направленных на достижение измененных
состояний сознания с целью проработки глубинных слоев бессознательного)
постулируют существование гипотетических динамических матриц,
управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню
бессознательного. Они названы базовыми перинатальными матрицами (БПМ), и
им отводится значительная роль. Помимо того, что матрицы имеют свое
собственное эмоциональное и психосоматическое содержание, они выступают
еще и как принципы организации на других уровнях бессознательного. В
частности, элементы важных СКО биографического уровня, касающихся
физического насилия и жестокого обращения, угроз, разлук, боли и удушья,
тесно связаны со специфическими эффектами БПМ. Перинатальные матрицы
также имеют особое отношение к различным аспектам активности во
фрейдовских эрогенных зонах - оральной, анальной, уретральной и
фаллической. Выделяются следующие четыре перинатальные матрицы.
Первая перинатальная матрица (БПМ-1) интегрирует опыт исходного
биологического единства с материнским организмом во время
внутриматочного существования. Отражением активизации БПМ-1 на сеансах
Г. т. являются переживания необыкновенного блаженства, "океанического"
типа экстаза, единения с природой и космосом, видения Рая и Небес. При
перинатальных воспоминаниях в случае нарушения внутриутробной жизни
(критическое состояние плода, болезни матери во время беременности,
попытка абортов и пр.) возникают, напротив, состояния тревоги и страха,
видения демонических существ, болезненные переживания, дрожь, ощущение
"похмелья", отравленности и пр. Связанные с этой матрицей ассоциативные
воспоминания из постнатальной жизни характеризуются состоянием
удовлетворенности насущных потребностей (например, счастливые дни
безмятежного детства, семейное благополучие, приятные ощущения,
счастливая любовь). Соответствующая активность в эрогенных зонах
определяет удовлетворение либидо, либидонозное чувство во время таких
занятий, как купание, качание на качелях, физическая работа и пр. При
психопатологических состояниях проявления, характерные для этой матрицы,
выступают, например, в параноидной симптоматике, когда в содержании
бреда возникают идеи мистического союза, столкновения с мистическими
силами добра и зла.
Вторая перинатальная матрица (БПМ-2) отражает процесс начала
биологического рождения, его первой клинической стадии. При этом
равновесие нарушается, плод испытывает периодические мышечные сокращения
и сжатия, но шейка матки еще закрыта. На сеансах возникают переживания
"космического поглощения" (безмерные телесные муки, ощущение невыносимой
и безысходной ситуации, которой нет конца), появляется чувство
загнанности в ловушку, в клетку; это сопровождается видениями ада,
апокалипсических войн, эпидемий, террора, мучительным чувством вины и
неполноценности. Ассоциативными воспоминаниями постнатального периода
являются ситуации, угрожающие жизни и целостности человеческого тела,
несчастные случаи, травмы, операции, тюремные заключения, эмоциональные
депривации, состояния фрустрации. БПМ-2 активизирует оральную
фрустрацию, задержку кала и мочи, сексуальную фрустрацию.
Психопатологические проявления, связанные с этой матрицей, выражаются в
переживании "адских мук", ощущении бессмысленности мира, эндогенной
депрессии, ипохондрических вариантах бреда с телесными ощущениями, в
алкоголизме, наркомании, язве желудка.
Третья перинатальная матрица (БПМ-3) характеризует вторую стадию
биологического процесса родов. На этой стадии сокращения матки
усиливаются, но шейка матки раскрывается и плод начинает продвигаться по
родовому каналу. На сеансах психоделической терапии страдания пациентов
усиливаются до космических размеров; находясь на грани между болью и
удовольствием, они переживают "вулканический" тип экстаза, им видятся
яркие вспышки и фейерверки, садомазохистические оргии, убийства и
кровавые жертвоприношения, они как бы принимают активное участие в
жестоких битвах, религиозных представлениях, испытывают муки Христа и т.
п. С этой матрицей связаны такие постнатальные переживания, как
воспоминания о сражениях, тяготах военной службы, наблюдения за
сексуальной жизнью взрослых. Активность в эрогенных зонах
характеризуется самим процессом оргазма, переживаниями фаллического
деторождения, эротическими ощущениями при активных физических действиях.
Родственными психопатологическими синдромами являются: тревожная
депрессия, тенденция к членовредительству, садомазохизм, мужской
гомосексуализм, невроз навязчивых состояний, конверсионная и тревожная
истерия, импотенция, фригидность.
Последняя перинатальная матрица (БПМ-4) биологически связана с
процессом рождения ребенка. В соответствии с этим на психоделических
сеансах ее активизация вызывает переживания резкого снижения давления и
напряженности, "иллюминативный" тип экстаза, видение гигантских
помещений, яркого света, чувство повторного рождения и спасения.
Ассоциативно с БПМ-4 связаны такие биографические события, как
счастливое избегание опасности, преодоление сложных препятствий и пр.
Эрогенная активность характеризуется комплексом ощущений, свойственных
состоянию после оргазма, после мочеиспускания и дефекации, после
активной физической нагрузки. Родственные психопатологические синдромы:
мессианский бред, идентификация с Христом, маниакальная симптоматика,
женский гомосексуализм и эксгибиционизм.
В более поздних публикациях Грофа (1988) уже говорится о наличии
пяти основных перинатальных паттернов. К описанным выше четырем
вариантам БПМ добавлен этап "переживания безысходности и ада", который
соответствует полностью развернутой первой клинической стадии родов и
располагается между БПМ-2 и БПМ-3.
В строении психики выделяется еще один уровень -
трансперсональная сфера, или трансбиографическая область. Она
размещается глубже перинатальной и является частью психики, в которой
проявляются эффекты коллективного бессознательного. Чаще всего
трансперсональный опыт предваряется встречей с рождением и смертью (т.
е. перинатальной областью), однако возможны случаи, когда
трансперсональные элементы и сюжеты становятся доступными
непосредственно. Общим знаменателем этой группы многообразных и
разветвленных переживаний является ощущение выхода сознания за привычные
границы Эго, времени и пространства; все переживания подразделяются на
три большие категории. К первой относятся элементы, которые связаны с
выходом за пределы линейного времени и интерпретируются участниками
сеансов как историческая регрессия и разведка (исследование)
биологического, культурного и духовного прошлого или же как историческая
прогрессия, заглядывание в будущее. Ко второй категории относятся
переживания, которые прежде всего характеризуются выходом за обычные
пределы пространства. Элементы третьей категории характеризуются опытом,
"касающимся таких областей, которые в западной культуре не считаются
объективной реальностью".
В некоторых случаях люди, находящиеся в необычных состояниях
сознания, переживают вполне конкретные и реалистичные ситуации,
определяющиеся как утробные эмбриональные воспоминания. Примером таких
ощущений может служить идентификация себя со спермой и яйцеклеткой в
момент оплодотворения. Возможна более глубокая историческая регрессия,
когда человек с определенной достоверностью переживает (вспоминает)
события из жизни предков, людей других рас. Встречаются сообщения о
перерождениях, в результате которых люди идентифицируют себя с
животными, растениями и даже явлениями неживой природы. К этой категории
относятся случаи видения абстрактных архетипических паттернов,
интуитивное понимание универсальных символов (таких, как крест, анкх,
инь-ян, свастика, пентограмма, шестиконечная звезда). Иногда оказывается
возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума,
включая весь космос, слияние с любым человеком и принятие образа другой
личности, идентификация с сознанием специфической группы людей вплоть до
объединения всего человечества в себе.
К другой группе трансперсональных явлений относятся переживания,
которые, по мнению автора, можно не только валидизировать, но и изучать
экспериментально. Имеются в виду такие явления, как телепатия,
психодиагностика, ясновидение, яснослышание, опыты внетелесных состояний
и другие формы экстрасенсорного восприятия. Приводятся случаи, когда в
измененном состоянии сознания человек переживал подобные явления,
которые затем практически подтверждались. Трансперсональным переживаниям
отводится значительное место в картографии психики. Перинатальный
уровень является промежуточным между персональным и трансперсональным
уровнями.
В работах Грофа содержится новое осмысление архитектуры
психопатологических расстройств на основании приведенной картографии
психики. Подчеркивается, что все существующие теории психопатологии не в
состоянии объяснить должным образом строение и динамику психопатологии,
поскольку не учитывают глубинных процессов, обусловливающих ее
формирование. С точки зрения Грофа, лишь немногие эмоциональные и
психосоматические синдромы могут быть объяснены исходя из
индивидуального динамического бессознательного, большинство же причин
психопатологических проявлений располагается на перинатальном уровне
бессознательного. Содержательно они связаны с травмой рождения и страхом
смерти, и их разрешение требует конфронтации с процессом
смерти-возрождения.
Предложенная концепция, по мнению автора, не только вносит вклад в
науку о психическом здоровье, но и требует пересмотра современных
парадигм, изучающих Вселенную в космических масштабах, микрокосмос,
пространство и время, биологию и пр. Заключения о новых возможных
альтернативах развития современного естествознания автором делаются на
основании анализа переживаний участников сеансов Г. т. С позиций
предложенной концепции Г. т. объясняются такие явления, как
экстрасенсорное восприятие и другие феномены, которые разрушают
фундаментальные представления материалистической науки и
"механистического видения мира".
Основной философской предпосылкой Г. т. является предположение о
том, что каждый человек европейской культуры "функционирует гораздо ниже
своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое
обеднение возможностей происходит из-за идентификации индивидуумом себя
лишь с одним из аспектов своего бытия - физического тела и Эго". Эта
ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности, нездоровому и
обедненному образу жизни, способствует возникновению и развитию
эмоциональных и психосоматических заболеваний психологического
характера. В происхождении заболеваний играют роль и механизмы
дистресса, возникновение которого при отсутствии органической патологии
рассматривается как сигнал того, что личность, опирающаяся на ложные
предпосылки, достигла критического момента, когда "прежний образ жизни
не только "не работает", но и уже несостоятелен". Следствием такого
развития событий является возникновение проблем в определенной области
жизни, например в браке, сексуальной сфере, профессиональной
деятельности, взаимоотношениях с другими людьми и пр. Своеобразная
диагностика причин заболеваний в каждом конкретном случае строится на
анализе психопатологических синдромов и жизненных стереотипов с точки
зрения связанности их с одним из вариантов перинатальной трагедии и
специфики родовой травмы. Идея терапевтического воздействия опирается и
на работы Юнга, который указывает, что психика располагает
могущественным потенциалом самооздоровления, а источником целительных
сил является коллективное бессознательное. Задача врача в контексте Г.
т. сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики,
не занимаясь рациональным рассмотрением проблемы с использованием
каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по
заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом
диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным
бессознательным.
Техника Г. т. опирается в первую очередь на какое-либо
непосредственное переживание из описанных выше как исходное
трансформирующее средство. Вербальное воздействие применяется на стадии
подготовки и после окончания сеанса, чтобы усилить интеграцию
переживаний. Врач создает русло работы, формирует доброжелательную
рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует
бессознательное с помощью дыхания, музыки и других дополнительных
приемов. В таких условиях имеющаяся симптоматика усиливается и из
латентного состояния переходит в проявленное, становясь доступной
сознанию. Задача врача - способствовать такому спонтанному проявлению,
полностью доверяясь этому автономному оздоровительному процессу.
Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно
конденсированный опыт, т. е. симптоматика не только является проблемой,
но и предоставляет возможности к выздоровлению. Основная цель методов
практической психотерапии состоит в активизации бессознательного,
освобождении энергии, "застрявшей" в психопатологической симптоматике, и
преобразовании стационарного баланса энергии, включенного в поток
переживаний. При работе с бессознательным активируется та его область,
которая сильнее связана с симптоматикой, при этом сама симптоматика
является внешней стороной проявления СКО, центры кристаллизации которых
находятся в БПМ. Г. т. раскрывает глубокие связи с трансбиографическими
областями психики. В Г. т. были опробованы всевозможные методики и
дыхательные процедуры из практики различных эзотерических школ -
кундалин-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфизма и др.
Оказалось, что специфические приемы и дыхательные техники менее значимы,
чем процедура учащенного дыхания в сочетании с полным сосредоточением и
осознанием внутренних изменений. Главная рекомендация состоит в том,
чтобы прислушиваться к внутренним процессам организма и следовать им.
Музыка в Г. т. имеет особое значение, поскольку не только усиливает
эффект гипервентиляции, но и обладает собственным специфическим
воздействием на сознание - помогает "обнаруживать" старые и забытые
эмоции и выражать их, углубляет процесс Г. т. и задает смысл всему
контексту переживаний. Предполагается, что наиболее эффективны
качественные звукозаписи, предпочтение отдается квадрофоническому
звучанию. На начальных этапах рекомендуется быстрая классическая музыка,
на средних предпочтение отдается более медленным и плавным музыкальным
произведениям, на последних сеансах Г. т. допустимы эксперименты с
нетрадиционной для европейской культуры и современной музыкой. Варианты
музыкальной программы можно обсудить с участниками сеансов Г. т. В
некоторых ситуациях используется белый шум. Направленная работа с телом
показана лишь в случае необходимости, чаще всего - на заключительных
этапах Г. т., когда не наступает разрешения и отреагирования
переживаний. Основной принцип телесного вмешательства - фиксация
внимания на телесных проявлениях дискомфорта. Независимо от характера и
локализации проблемы предлагается усилить симптомы (напрячь мышцы,
принять положение, усиливающее боли, и т. п.). Такое напряжение
необходимо сохранить как можно дольше. Неприятные ощущения могут быть
даже усилены психотерапевтом с помощью массажа или надавливания на
болезненную область.
Сама процедура Г. т. состоит из нескольких этапов. На
подготовительном этапе происходит ознакомление с расширенной
картографией психики, включая сообщения об уровнях биографических
воспоминаний, элементах смерти-рождения и спектрах трансперсональных
переживаний. Разъясняется процедура сеанса и возможные переживания,
подчеркивается, что все они абсолютно нормальны. С точки зрения автора,
это помогает снять тревогу в отношении возможной интерпретации
переживаний как психопатологических, которая снижает их оздоровительный
эффект. Разъясняются принципы работы с телом, и выбирается музыка.
Основная часть сеанса проводится в затемненном отдельном помещении,
изолированном от всяких внешних воздействий, создающем возможность
свободы самопроявлений. На полу мягкие матрацы, подушки из мягкого
материала, гигиенические пакеты для тех, у кого во время сеанса
возникнет тошнота или рвота. Все участники в удобной одежде, колющие и
режущие предметы и украшения убираются. Г. т. начинается с короткой
релаксации всех частей тела и медитации (принимается открытая поза,
предлагаются управляемые образы релаксирующего содержания). Затем
психотерапевт рекомендует сосредоточиться на ощущении "здесь и теперь".
Подчеркивается необходимость отрешиться от всех прошлых переживаний и
раздумий о будущем. Ориентировочное время проведения - 1,5-2 часа. В
заключительной части сеанса Г. т. участники обмениваются опытом
переживаний, рисуют мандалы. Процедура рисования мандалы очень проста:
на большом листе бумаги в контуре круга цветными мелками наносятся
произвольные рисунки. Это могут быть комбинации цветов, абстрактные
рисунки или образы, отражающие переживания основной части сеанса Г. т. В
дальнейшем мандала подвергается формальному анализу, в случае
группового сеанса проводится коллективное обсуждение, иногда - по типу
мозгового штурма. Предполагается, что анализ мандал способствует более
полной интеграции переживаний. Сеансы Г. т. проводятся в виде курса.
Количество сеансов и их частота определяются самим пациентом. Участие в
сеансах Г. т. противопоказано сердечным больным, беременным, пациентам в
послеоперационный период с незажившими ранами, больным эпилепсией,
людям с органической патологией опорно-двигательного аппарата.
Теоретические и практические подходы Г. т. предлагают новую
плоскость рассмотрения психопатологии и терапии, обнаруживая связь с
ортодоксальным психоанализом и другими аналитическими концепциями,
интегрируют в себе практику различных эзотерических учений, в том числе
биоэнергетику.